Фильм «Кояанискатси»

Итак, друзья, так как ранее я затронула тему невербального, музыкального кино, то сегодня я хочу вам рассказать о следующем великолепном фильме — «Кояанискатси» (Koyaaniskatsi) (режиссер Годфри Реджо, 1982 год). В создании этого фильма принимал участие уже известный нам Рон Фрике, режиссер фильмов «Барака» и «Самсара»: он был оператором. «Кояанискатси» появился на десятилетие раньше, чем «Барака», и на три десятилетия раньше, чем «Самсара». И хотя во многом эти три фильма похожи, у «Кояанискатси» есть особенности, о которых мне хочется рассказать.

В отличие от «Бараки» и «Самсары», «Кояанискатси» нельзя назвать фильмом-медитацией. В фильме так же нет слов, но за счет сильного, эмоционального музыкального сопровождения, созданного американским композитором Филипом Глассом, зритель в течение всего времени просмотра находится в напряжении.

В переводе с языка индейцев хопи слово «ko.yaa.nis.qatsi» имеет следующие значения: сумасшедшая жизнь, жизнь в беспорядке, жизнь в дисбалансе, разрушающая жизнь, состояние жизни, которое требует фундаментальных изменений.

«Кояанискатси» — это философский, экзистенциальный фильм, в центре которого находятся размышления о будущем техногенной цивилизации. Создатели фильма как бы задают вопросы: «Куда мы движемся?», «Не зашли ли мы в тупик в своем стремлении к техническому прогрессу и господству над природой?», «Не сошли ли мы с ума?». Техническое и технологическое развитие человечества привело к почти полному удалению человека от природы и создало угрозу его собственному существованию. Перед нами сменяются кадры с заводами, электростанциями, военной техникой, небоскрёбами, автомагистралями, ракетами, ядерными взрывами. Тема взрывов проходит красной линией через весь фильм. Таким образом авторы подчеркивают неизбежность катастрофы, если человечество всерьез не задумается над коренными изменениями в своём мировоззрении.

В целом, за счет своей стилистики фильм «Кояанискатси» производит сильный эффект, а лаконичность сцен, показывающих красоту природного мира, делают его, на мой взгляд, более жестким, чем ранее упомянутые «Барака» и «Самсара».

Стоит ли его посмотреть? Если вам нравится необычное и вместе с тем глубокое по замыслу кино, то, несомненно, да.

Является ли этот фильм вдохновляющим? Безусловно, да. Ведь это прекрасно, если искусство заставляет человека размышлять над глобальными человеческими проблемами. Когда рождаешься и живешь в определённой культуре, то бывает очень сложно посмотреть на нее критически. Идея о том, что технический прогресс имеет серьезные негативные последствия для человека и для планеты, далеко не нова. И все мы об этом знаем. Но вопрос заключается в том, что каждый из нас может сделать для изменения этой ситуации. Ведь толчком для глобальных перемен являются изменения в конкретной человеческой душе.

В итоге, как мне кажется, всё сводится к мысли об ответственности. Много ли людей готовы взять на себя ответственность за то, что происходит на планете? Думаю, что таких людей очень мало. Ведь далеко не все люди могут взять на себя ответственность даже за собственную жизнь, не говоря уже о целой планете. В общем, есть над чем задуматься.

Ну а я, как обычно, желаю вам приятного просмотра!

Оставьте комментарий о фильме или о статье ниже.

Запись опубликована в рубрике Блог, Фильмы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *